Эволюция поведения индивидуальных потребителей на рынке туристических услуг в контексте поведенческой экономики
DOI:
https://doi.org/10.15802/pte.v0i14.123854Ключевые слова:
эволюционизм, поведенческая экономика, поведение потребителей, услуга туристическая, холистический маркетингАннотация
Цель. Целью научной работы есть исследования процессов эволюции поведения индивидуальных потребителей, с учетом особенностей поведенческой экономики, разработка обновленной концепции поведения индивидуальных потребителей на рынке туристических услуг соответственно к их психологических и теоретически - познавательных аспектов тех процессов, которые связаны с принятием остаточных решений. Это обеспечит более лучшее взаимодействие всех участников рынка туристических услуг, высший уровень удовлетворения потребителей, снизит риски в их покупательском поведении, лучше сбалансирует интересы на рынке спроса и предложений туристических услуг. Методика. Методическим основанием исследования вопросов поведения индивидуальных потребителей на рынке туристических услуг были научные труды зарубежных авторов из указанных выше вопросов, статистические данные ГФС Украины и Администрации Государственной приграничной службы, а также доступные практические результаты деятельности туристических предприятий. Авторы считают, что существует потребность в новых научных исследованиях эволюции поведения потребителей на рынке туристических услуг в контексте поведенческой экономики. Это определяет необходимость проведения анализа факторов влияния на поведение индивидуальных потребителей, которые покупают или не покупают товары (услуги), определение ряда психологических составляющих таких процессов, которые изменяются во времени под влиянием актуальных экономических условий. Результаты. В статье проанализировано научные труды зарубежных авторов из указанных выше вопросов, статистические данные ГФС Украины и Администрации Государственной приграничной службы, а также доступные практические результаты деятельности туристических предприятий. Авторы предложили основные концептуальные положения для улучшения взаимодействия индивидуальных потребителей на рынке туристических услуг и предприятий сферы туризма, а также определили для внедрения практические рекомендации для принятия более эффективных управленческих решений. Это обеспечит высший уровень удовлетворения индивидуальных потребителей на рынке туристических услуг и новые возможности объединять рациональные цели экономического поведения каждого потребителя соответственно его познавательных способностей, уменьшать риски в их покупательском поведении. Научная новизна и практическая значимость. Авторами статьи обосновано, что эволюция поведения потребителей на ринке туристических услуг – процесс беспрерывный, который изменяется соответственно факторам внешней среды и индивидуального поведения потребителей, что находится в определенной связи между собой и взаимозависимости. В статье определено основные концептуальные положения для улучшения взаимодействия индивидуальных потребителей и предприятий сферы туризма, а также предложено практические рекомендации для внедрения в их деятельность. Это обеспечит для предприятий сферы туризма новые возможности принимать более эффективные управленческие решения, обеспечивать высший уровень их экономической эффективности, повышать уровень удовлетворения потребителей, лучше индивидуализировать их взаимные отношения на рынке туристических услуг.
Библиографические ссылки
REFERENCES
Blekuel, R. D., Miniard, P. U., & Endzhel, D. F. (2002). Povedenie potrebiteley. SPb., Russian Federation: Piter.
Daft, R. L. (2002). Menedzhment (2nd ed.). Piter.
Engel , I. F., Kollat, D. T., & Bleckwell, R. D. (1968). Consumer Behavior. New York, The USA: Hold Rinefart & Winston.
Kotler, F., & Keller, K. (2008). Marketing — Menedzhment. SPb., Russian Federation: Piter.
Lamber, Z. (1996). Strategicheskiy marketing. Yevropeyskaya perspektiva. Moscow, Russian Federation: Nauka.
Melnyk, V. P., Alchuk, M. P., Batsevych, F. S., & Boiko, I. M. (2013). Kulturolohiia:entsyklopedychnyi slovnyk. Lviv, Ukraine: LNU imeni Ivana Franka.
Mochernyi , S. V. (2000). Ekonomichna entsyklopediia: v 3 t (Vol. 1). Kyiv, Ukraine: Vydavnychyi tsentr «Akademiia».
Holovkova, L. S., & Diachenko, L. A. (2016). Reinzhynirinh biznes-protsesiv u rozvytku zaliznychnoho turyzmu v Ukraini. Problemy ekonomiky transportu: zb. nauk. prats Dnipropetr. nats. un-tu im. V. Lazariana, (12), 67-77. doi: https://doi.org/10.15802/pte.v0i12.95620
Nicosia, F. M. (1996). Consumer Decision. Engewood Gliffs, Prentice Hall.
Rudnicki, L. (2000). Zachowanie konsumentow na runku. Warszawa, Poland: PWE.
Smolii, V. A., Fedorchenko, V. K., & Tsybukh, V. I. (2006). Entsyklopedychnyi slovnyk-dovidnyk z turyzmu. Kyiv: Vydavnychyi dim «Slovo».
Smyczek, S., & Sowa, I. (2003). Modele rynkowych zachowan konsumentow. Katowice.
Swiatovy, G. (1994). Zachowanie konsumenskie.AE. Wroclaw.
Ofitsiinyi sait Derzhavnoi sluzhby statystyky Ukrainy [Advertisement]. (n.d.). Retrieved February 16, 2018, from http:// www. ukrstat.gov.ua/
Zakonodavstvo Ukrainy [Advertisement]. (n.d.). Retrieved February 16, 2018, from www.zakon.rada.gov.ua
Derzhavna prykordonna sluzhba Ukrainy [Advertisement]. (n.d.). Retrieved February 16, 2018, from www.dpsu. gov.ua
Derzhavna fiskalna sluzhba Ukrainy [Advertisement]. (n.d.). Retrieved February 16, 2018, from www.sfs. gov.ua
БІБЛІОГРАФІЧНИЙ СПИСОК
Блэкуел Р. Д. Поведение потребителей / Р. Д. Блэкуел, П. У. Миниард, Д. Ф. Энджел. – Санкт-Петербург : Питер, 2002. – 621 с.
Дафт Р. Л. Менеджмент / Р. Л. Дафт; пер. с англ. В. Вольский. – 2-е изд. – Санкт-Петербург : Москва : ; Минск : Питер, 2002. – 829 с.
Engel J. F. Consumer Behavior / J. F. Engel, D. T. Kollat, R. D. Blackwell. – 2nd ed. – New York : Holt, Rinehart & Winston,1973. – 689 p.
Котлер Ф. Маркетинг – менеджмент / Ф. Котлер, К. Келлер. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 814 с.
Ламбер Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива : пер. с франц. / Жан-Жак Ламбер. – Москва : Наука, 1996. – 589 с.
Культурологія : енциклопед. словник / В. П. Мельник, М. П. Альчук, Ф. С. Бацевич, І. М. Бойко; за ред. д-ра філос. наук, проф. В. П. Мельника. – Львів : Львів. нац. ун-т ім. Івана Франка, 2013. – 508 с.
Мочерний С. В. Економічна енциклопедія : в 3 т. / [ред. кол. : С. В. Мочерний (відп. ред.) та ін.]. – Київ : Видавн. центр «Академія», 2000. – Т. 1. – 864 с.
Головкова Л. С. Реінжиніринг бізнес-процесів у розвитку залізничного туризму в Україні / Л. С. Головкова, Л. А. Дяченко // Зб. наук. пр. Дніпропетр. нац. ун-ту ім. акад. В. Лазаряна «Проблеми економіки транспорту». – 2016. – Вип. 12. – С. 67–77.
Nicosia F. M. Consumer decision processes : marketing and advertising implications / F. M. Nicosia. – New York : Englewood Gliffs, Prentice-Hall, 1966. – 284 p.
Rudnicki Leszek. Zachowanie konsumentow na runku / Leszek Rudnicki. – Warszawa : PWE, 2000. – 320 p.
Смолій В. А. Енциклопедичний словник-довідник з туризму / В. А. Смолій, В. К. Федорченко, В. І. Цибух. – Київ : Видавн. дім «Слово», 2006. – 372 с.
Smyczek Slawomir Modele rynkowych zachowan konsumentow / Slawomir Smyczek, Izabela Sowa. – Katowice, 2003. –
Swiatovy G. Zachowanie konsumenskie / G. Swiatovy. – Wroclaw : AE, 1994.
Офіційний сайт Державної служби статистики України [Електронний ресурс]. Режим доступу: http:// www. ukrstat.gov.ua/ (дата звернення: 20.12.2017 р.)
Офіційний сайт верховної Ради України [Електронний ресурс]. – Режим доступу www.zakon.rada.gov.ua (дата звернення: 20.12.2017 р.)
Офіційний сайт Державної прикордонної служби України [Електронний ресурс]. – Режим доступу www.dpsu. gov.ua (дата звернення: 20.12.2017 р.)
Офіційний сайт Державної фіскальної служби України [Електронний ресурс]. – Режим доступу www.sfs. gov.ua (дата звернення: 20.12.2017 р.)