Экономическая ценность, полезность и стоимость инвестиционной деятельности предприятия

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15802/pte.v0i15.134834

Ключевые слова:

базовая ценность, стоимость, драйверы, инвестиционная деятельность предприятия, экономическая деятельность, экономическая ценность, полезность, стейкхолдеры

Аннотация

Цель. Целью статьи является определение сущностных аспектов и формулировка понятий экономическая ценность, полезность, стоимость инвестиционной деятельности предприятия в соответствии со значением инвестиционной деятельности в формировании ценности предприятия для стейкхолдеров. Методика. Теоретической основой работы являются труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам полезности и стоимости, инвестиционной деятельности, ценностно-ориентированному менеджменту, теории стейкхолдеров. Методы исследования основываются на методах обобщения и систематизации, анализа и синтеза, индукции и дедукции. Результаты. В статье инвестиционная деятельность предприятия исследована как органичная неотъемлемая составляющая экономической деятельности. Определено, что объекты инвестирования предприятия являются драйверами создания ценности, а результаты инвестиционной деятельности – индикаторами, характеризующими ее вклад в формирование результатов экономической деятельности предприятия. Научная новизна. Приведено авторское толкование понятий экономическая ценность и полезность инвестиционной деятельности предприятия, которые в отличие от общепринятой трактовки характеризует процессность деятельности, а не ее результат. Сформулировано понятие стоимость инвестиционной деятельности предприятия, рассматриваемое как денежное выражение ее экономической ценности, отражающее единство экономической полезности инвестиционной деятельности и инвестиционных расходов на ее достижение. Проведено декомпозицию взаимосвязи между полезностью, экономической ценностью и стоимостью инвестиционной деятельности предприятия, которая отражает постепенное влияние и значимость инвестиционной деятельности предприятия в формировании результатов экономической деятельности, и в итоге, рыночной капитализации, имидже и, соответственно, ценности предприятия. Практическое значение. Применение полученных результатов при определении будущих объектов инвестирования, позволит менеджменту предприятия сформировать предпосылки создания базовой ценности экономической деятельности предприятия как основы разложения ценности предприятия для стейкхолдеров.

Биография автора

G Otlyvanska, Одесская национальная академия связи им. А. С. Попова

к.э.н., доцент, каф. Экономика предприятия м корпоративное управление

Библиографические ссылки

Акуленко В.Л. Аналіз теоретичних підходів до управління інвестиційною діяльністю підприємства / В.Л. Акуленко, І.В. Новікова // Вісник СумДУ. Серія «Економіка», 2012. – №3. – С 66-73.

Бойко М. Методологічні основи формування ціннісно- орієнтованого управління підприємствами / М. Бойко // Вісник КНТЕУ, 2009. – №5. – http://visnik.knteu.kiev.ua/files/2009/05/9.pdf

Бушуев С.Д. Ценностный подход в управлении сложных систем Електроний ресурс / С.Д. Бушуев, Харитонов Д.А. – Режим доступу: http://urss.knuba.edu.ua/files/zbirnyk-1/10-15byshyev.pdf

Економіка телекомунікацій: навч. посіб. [для студентів вищих навчальних закладів]; за заг. ред. В.М. Орлова. – О.: ОНАЗ, 2014. – 512 с.

Кылосова В.В. «Ценность» и «стоимость» как экономические категории / В.В. Кылосова // Современные тенденции развития науки и технологий, 2016. – №7–8. – С. 57-61.

Новікова І.В. Вартісно-орієнтоване управління інвестиційною діяльністю підприємства : дис. к-та. екон. наук: 08.00.04 / І.В. Новікова. – Суми.: Сумський державний університет, 2013. – 219 с.

Отливанская Г.А. Управление инвестиционной деятельностью предприятия на основе ценности / Г.А. Отливанская // «Бізнес Інформ», 2017. – №3. – С. 159-163.

Репина А.В. Семантика и соотношение понятий ценности и стоимости в контексте маркетинговых исследований [Электронный ресурс] / А.В. Репина // Проблемы современной экономики, 2012.–3(43). – Режим доступа : http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4204 (дата обращения 31.01.2017)

Теорія граничної корисності поведінки споживача https://www.slideshare.net/alegre380/3-39179408

Финансы организаций: учеб. / В.В. Ковалев, Вит. В. Ковалев.-М.:Проспект, 2006. – 352 с.

Шумпетер Й. История экономического анализа : В 3-х Т. / Пер. с англ. Под ред. В.С. Автономова. СПб.: Экономическая школа, 2004, Т.3. – 678 с.

Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2003 – 714 с.

Arnold G., Davies M. Value-Based Management: Context and Application / G. Arnold, M. Davies. – John Wiley & Sons.: Chichester, UK., 2000.–384 р.

Freeman R. Edward. Strategic Management: A stakeholder approach / R. Edward. Freeman. – Boston: Pitman, 1984. – 276 p.

REFERENCES

Boiko M. (2009) Metodolohichni osnovy formuvannia tsinnisno- oriientovanoho upravlinnia pidpryiemstvamy, Visnyk KNTEU, 5, Retrieved from http://visnik.knteu.kiev.ua/files/2009/05/9.pdf

Otlyvanska G. (2017) Upravlenye ynvestytsyonnoi deiatelnostiu predpryiatyia na osnove tsennosty, Biznes Inform, 3, pages 159-163.

Arnold G., Davies M. (2000) Value-Based Management: Context and Application, UK: Wiley & Sons. Chichester

Freeman R. Edward (1984) Strategic Management: A stakeholder approach Boston: Pitman.

Shumpeter Y. Istoriya ekonomicheskogo analiza (2004) ( V.S. Avtonomova (Ed. Trans). SPb.: Ekonomicheskaya shkola. V.3.

Akulenko V.L., Novikova I.V. (2012) Analiz teoretychnykh pidkhodiv do upravlinnia investytsiinoiu diialnistiu pidpryiemstva, Visnyk SumDU, Seriia «Ekonomika»,3, pages 66-73.

Bushuev S.D., Kharytonov D.A. Tsennostnыi podkhod v upravlenyy slozhnыkh system elektronyi resurs Retrieved from http://urss.knuba.edu.ua/files/zbirnyk-1/10-15byshyev.pdf

Kylosova V.V. (2016) «Tsennost» i «stoimost» kak ekonomicheskiye kategorii, Sovremennyye tendentsii razvitiya nauki i tekhnologiy, 7–8, pp. 57-61.

Novikova I.V. (2013) “Value-oriented management of a company’s investment activity” Thesis of Cand. Sc. (Econ.), 08.00.04, Sumy State University, Sumy, Ukraine, 219 p.

Repina A.V. (2012) Semantika i sootnosheniye ponyatiy tsennosti i stoimosti v kontekste marketingovykh issledovaniy (On line). Problemy sovremennoy ekonomiki, 3(43). Retrived from http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4204

Teoriia hranychnoi korysnosti povedinky spozhyvacha (On line). Retrived from https://www.slideshare.net/alegre380/3-39179408

Ekonomicheskaya teoriya (2003). V. I. Vidyapina. A. I. Dobrynina. G. P. Zhuravlevoy. L. S. Tarasevicha (Ed.). M.: INFRA-M

Kovalev V.V., Kovalev Vit. V. (2006) Finansy organizatsiy: textbook. M.:Prospekt.

Ekonomika telekomunikatsii (2014). V.M. Orlov (Ed.). O.: ONAT

Выпуск

Раздел

Статті