Системный подход к оценке внутреннего потенциала и конкурентоспособности железнодорожного транспорта как основа создания сбалансированной системы показателей
DOI:
https://doi.org/10.15802/pte.v0i8.40817Ключевые слова:
критерии хозяйственной деятельности предприятия, конкурентоспособность предприятия, внутренний потенциал предприятия, инновационный потенциал предприятия, система сбалансированных показателей, экономическая эффективностьАннотация
Цель. Система статистических показателей, которые используются в настоящее время для характеристики деятельности железнодорожного транспорта, имеет крайне низкую взаимосвязь между массивами информации и слабое влияние на результаты деятельности каждого из выделенных блоков показателей. Целью статьи является формирование концептуальных принципов сбалансированной системы показателей, характеризующейся высокой степенью инновационности, построение целостной модели управления эффективностью железнодорожной транспортной компании. Методика. Разработанный перечень показателей, характеризующий внутренний потенциал предприятия железнодорожного транспорта, базируется на используемой в отрасли системе статистических показателей, отражающих результаты деятельности железнодорожного транспорта. Для эффективного управления отраслью нами выделены принципы ведения системного анализа, позволяющие оценить весь комплекс факторов внутреннего потенциала и конкурентоспособности отрасли, и сформированы соответствующие группы показателей. Результаты. Установлено, что используемые в железнодорожной отрасли статистические показатели характеризуются незначительной взаимосвязью относительно влияния на результаты деятельности отрасли. Предложенная система показателей позволяет выявить и установить причинно-следственные связи между выделенными группами показателей и самими оцениваемыми показателями, что способствует эффективному управлению всей системой. Научная новизна. Предложен перечень показателей, характеризующих использование внутреннего и, прежде всего, экономического и инновационного потенциала предприятия железнодорожной отрасли, который в аналитических целях структурирован и разделен на основные группы. Перечень показателей в группах является открытым и дополняется либо сокращается под воздействием изменений в окружающей среде, а также с учетом изменения ситуации в отрасли. Практическая значимость. Использование предложенной системы показателей внутреннего потенциала и конкурентоспособности железнодорожной отрасли дает возможность разносторонне и комплексно оценить реальную ситуацию в отрасли и благодаря этому эффективно ею управлять, направляя ресурсы в русло развития, экономии, повышения доходности.
Библиографические ссылки
Авраменко Н. Г. Место и роль сбалансированной системы показателей в системе управления стратегией / Н. Г. Авраменко // Менеджмент в России и за рубежом. – 2008. - №6. - С. 49-56.
Альошин B.C., Пономарьова I.B. Реалізація стратегії розвитку підприємства за допомогою збалансованої системи показників // Економічний простір: Збірник наукових праціь-№27.-Дніпропетровськ: ПДАБА, 2009.- С. 202-210.
Василенко С. В. «Balanced scorecard» как это по-русски? С. В. Василенко // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. - №6. – С. 44-48.
Кокуева Ж. М. Система сбалансированных показателей как инструмент управления предприятием информационно-технологической сферы / Ж. М. Кокуева, М. В. Угрюмов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2010. - №4. – С. 89-95.
Ольве Нильс-Горан, Рой Жан, Ветер Магнус, Оценка эффективности деятельности компании. Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. – 304 с.
Пешко А.В. Збалансована система показників у формуванні стратегії розвитку організації підприємств: Монографія. - К:Київ, 2007. - 272 с.