Усовершенствование теоретико-методических основ управления конкурентоспособностью предприятия и оценки его конкурентного статуса

Авторы

  • T. S. Melnyk Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины, Ukraine

DOI:

https://doi.org/10.15802/pte.v0i9.48667

Ключевые слова:

конкурентный потенциал предприятия, стратегический потенциал предприятия, конкурентное преимущество предприятия, конкурентный статус предприятия, конкурентоспособность предприятия, внутренние ресурсы, внешняя среда, стратегические цели

Аннотация

Цель. В условиях ограниченности ресурсов и информации, роста вероятности наступления рисковых ситуаций, усложнения социально-экономической ситуации в стране, углубления общего экономического кризиса особое значение для каждого предприятия приобретает целенаправленный поиск конкурентных преимуществ и возможностей достигать цели, адаптируясь к быстроменяющейся внешней среде. Это свидетельствует о необходимости дальнейшего развития теории управления конкурентоспособностью предприятий. Существует также потребность в формировании методического подхода к оценке конкурентного статуса предприятия, которым определяется степень достаточности стратегического и конкурентного потенциала предприятия для обеспечения и поддержания его конкурентоспособности. Методика. Оценка конкурентного статуса опирается на установленные нами взаимосвязи между категориями «конкурентный потенциал», «стратегический потенциал», «конкурентное преимущество», «конкурентный статус» и «конкурентоспособность» предприятия. Методика оценки конкурентного статуса дает возможность определить степень достаточности развития стратегического и конкурентного потенциала предприятия, а также оценить условия внешней среды для поддержания на высоком уровне конкурентного преимущества предприятия, предопределяющего его конкурентоспособность. Изложена методика оценки перспективного конкурентного статуса, дающего обобщенную оценку перспективам развития предприятия в будущем. Его прогноз строится на расчете индекса стратегического потенциала предприятия и индекса влияния внешней среды. Результаты. Обеспечение конкурентных преимуществ и поддержание конкурентоспособности предприятия усложняется вследствие ограниченности ресурсов, недостаточности информации, повышения вероятности вмешательства в деятельность предприятий негативных факторов внешней среды. Установлено, что конкурентный потенциал предприятия, определяющий его способность успешно конкурировать на рынке, зависит от его конкурентного статуса и стратегического потенциала. В качестве одного из методов управления конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью предприятия предложена усовершенствованная методика оценки его текущего и перспективного конкурентного статуса, что потребовало существенной доработки шкалы рангов значимости элементов стратегического потенциала предприятия. Научная новизна. Усовершенствован категорийный аппарат в теории управления конкурентоспособностью предприятия. В цепочку основополагающих определений на основе исследования причинно-следственных связей между ними и уточнения сущности каждой категории введены понятия «конкурентный статус» и «стратегический потенциал». Это дало возможность конкретизировать и усовершенствовать методику оценки текущего и перспективного конкурентного статуса. Для оценки перспектив развития предприятия разработана шкала рангов значимости элементов стратегического потенциала, в которой указана степень влияния составляющих потенциала на достижение целей развития предприятия. Практическая значимость. Внедрение предложенной методики оценки перспективного конкурентного статуса в практику стратегического управления предприятием, ориентированным на развитие и улучшение своей конкурентной позиции, позволит сконцентрироваться на поиске тех конкурентных преимуществ, которые способны обеспечить ему успех в конкурентной борьбе и достижение целей при условиях, сформировавшихся во внутренней и внешней среде предприятия.

Биография автора

T. S. Melnyk, Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины

Департамент пассажирских перевозок дальнего сообщения

Библиографические ссылки

Азоев, Г. А. Конкурентные преимущества фирмы / Г. А. Азоев, А. Л. Челенков. – Москва : ОАО «Типография «НОВОСТИ», 2000. – 256 с.

Ансофф, И. Г. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. – Санкт-Петербург : Питер Ком, 1999. – 416 с.

Аренков, И. А. Конкурентный потенциал предприятия: модель и стратегия развития / А. И. Аренков, Я. Ю. Салихов, М. А. Гаврилова // Проблемы современной экономики. – 2011. – № 4 (40). – С. 40–43.

Войцеховская, И. А. Потенциал предприятия как основа его конкурентоспособности /

И. А. Войцеховская // Проблемы современной экономики. – 2006. – № 1/2 (17/18). – С. 152–154.

Гольдштейн, Г. Я. Основы менеджмента : учеб. пособие / Г.Я. Гольдштейн. – Изд. 2-е, дополн. и перераб. – Таганрог : «Изд-во ТРТУ», 2003. – 230 с.

Губарева, И. А. Метод оценки конкурентного статуса предприятия / И. А. Губарева // Коммунальное хозяйство городов. – 2005. – № 61. –

С. 119–124.

Ерохин, Д. В. Теоретические основы оценки конкурентного потенциала промышленной фирмы / Д. В. Ерохин, Д. В. Галушко // Вестн. Брянского гос. техн. ун-та. – 2006. – № 4 (12). – С. 76–81.

Ковалева, Т. В. Методологические основы оценки стратегического потенциала предприятия

в условиях риска и неопределенности внешней среды / Т. В. Ковалева // Российское предпринимательство. – 2006. – № 11 (83). – С. 85–88.

Ламбен, Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива : пер. с фр. / Ж.-Ж. Ламбен. – Санкт-Петербург : Наука, 1996. – С. 589.

Стратегический потенциал торгового предприятия и его конкурентный статус [Электронний ресурс]. – Режим доступа: http://www.arhitrade.com/education.php?Id=8.

Суска, А. А. Конкурентный потенциал как категория конкуренции и объект управления /

А. А. Суска // Молодой ученый. – 2012. – № 12. – С. 277–279.

Фатхутдинов, Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р. А. Фатхутдинов. – Москва : ИНФРА-М, 2000. – 312 с.

Фомченкова, Л. В. Конкурентный потенциал – основа повышения конкурентоспособности промышленного предприятия / Л. В. Фомченкова, М. И. Дли // Российское предпринима-тельство. – 2005. – № 1 (61). – С. 66–71.

Хмиль, Т. М. Стратегический менеджмент : учеб. пособие / Т. М. Хмиль. – Харьков : ИД «ИНЖЭК», 2006. – 136 с.

Юлдашева, О. У. Теория и методология формирования и развития маркетингового потенциала фирмы / О. У. Юлдашева; под ред. Г. Л. Багиева. – Санкт-Петербург : Изд-во Инфо-Да, 2005. – 240 с

Выпуск

Раздел

Статті