Методологическое обоснование поведения потенциальных пассажиров на железнодорожном транспорте

Авторы

  • O. V. Khristofor Государственный экономико-технологический университет транспорта, Ukraine

DOI:

https://doi.org/10.15802/pte.v0i9.48669

Ключевые слова:

потенциальные потребители, процесс принятия решений, потребительское поведение, социальные факторы, психологические факторы, поведенческая экономика, сегментация, эластичность спроса

Аннотация

Цель. Сегодня теория спроса и предложения, которая до последнего времени оставалась основополагающим учением о поведении потребителя, доказала свою несостоятельность реально отображать ситуацию на рынке. Практические исследования свидетельствуют, что поведение потребителя подвержено влиянию целого ряда внешних факторов. В результате этого решения, которые принимаются потребителями, оказываются нерациональными. Особенно такая ситуация характерна для рынка транспортных услуг, поскольку услуги по перевозке пассажиров являются подчиненными другим внешним потребностям и призваны их удовлетворять. Методика. Эффективное управление потребительским поведением и формирование адекватного комплекса маркетинговых действий, направленных на расширение круга пользователей, требует изучения потребительского поведения на основе комплексной модели, которая органично объединяет различные группы факторов. Исходя из такого положения дел, существует необходимость разработки методологического подхода к изучению процессов принятия решений потребителями. Это позволит более дифференцированно подходить к упорядочиванию и систематизации потребностей потребителей и формированию эффективного предложения услуг на рынке железнодорожных пассажирских перевозок. Результаты. Получило дальнейшее развитие исследование внешних и внутренних факторов принятия решений потенциальными потребителями транспортных услуг. Исследованы условия принятия рациональных и нерациональных решений и главные направления маркетинговых воздействий, которые должны быть направлены на выделенные сегменты. Научная новизна. Путем классификации, сегментации и идеализации типовых поведенческих аспектов потребления, которые имеют проявления в массовой форме, сформировано рациональную модель потребления. Разработано матрицу сегментации пассажиров в зависимости от спешности транспортной потребности и частоты пользования железнодорожным транспортом. Классифицировано потребительское поведение по степени рациональности при принятии решений. Практическая значимость. Предложенная модель рациональности потребительского поведения конкретизирует главные направления маркетинговых усилий транспортной организации. Модель целесообразно использовать в условиях ограниченности финансовых средств в целях оптимизации сферы услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом.

Биография автора

O. V. Khristofor, Государственный экономико-технологический университет транспорта

Каф. «Менеджмент организаций»

Библиографические ссылки

Автономов, В. С. Поведенческие институты рыночной экономики: к постановке проблемы / В. С. Автономов, А. В. Белянин // Общественные науки и современность. – 2011. – № 2. – С. 112–130.

Армстронг, Г. Маркетинг. Общий курс : учебн. пособие : пер. с англ. / Г. Армстронг, Ф. Котлер. – 5-е изд. – Москва : Изд. дом «Вильямс», 2001. – 608 с.

Ариели, Д. Предсказуемая иррациональность. Скрытые силы, определяющие наши решения / Д. Ариели. – «Манн, Иванов и Фербер», 2010. [Электронний ресурс]. – Режим доступа: http://www.management.com.ua/books

Блэкуэлл, Р. Поведение потребителей : пер.

с англ. / Р. Блэкуэлл, П. Миниард, Дж. Энджел. – 10-е изд. – Санкт-Петербург : Питер, 2007. – 944 с

Бурдье, П. Структура, Габитус, Практика [Электронний ресурс] / П. Бурдье // Журнал социологии и социальной антропологи. – 1998. – Вып. 2. – Режим доступа: http://www.jourssa.ru/1998/ 2/4bourd.html.

Веблен, Т. Теория праздного класса : пер. с англ. / Т. Веблен. – Москва : Прогрес, 1984.

Зиммель, Г. Избранное. Созерцание жизни : пер. с нем. / состав. С. Левит, Л. Скворцов, Г. Зиммель. – Т. 2. – Москва : Юристь, 1996.

Тоффлер, Е. Третя Хвиля / Е. Тоффлер; пер. з англ. А. Євса. – Київ : Вид. дім «Всесвіт», 2000.

Kahneman, D. Prospect Theory: Decision Making Under Risk / D. Kahneman // Econometrica. –1979. – № 2. – P. 264.

Выпуск

Раздел

Статті