Экономико-технологические модели анализа и управления эксплуатацией парка электродвигателей железнодорожных стрелочных переводов

Авторы

  • V. Skalozub Днепропетровский национальный университет железнодорожного транспорта имени академика В. Лазаряна, Ukraine
  • V. Osovik Днепропетровский национальный университет железнодорожного транспорта имени академика В. Лазаряна, Ukraine
  • I. Klimenko Днепропетровский национальный университет железнодорожного транспорта имени академика В. Лазаряна, Ukraine

DOI:

https://doi.org/10.15802/pte.v0i9.50341

Ключевые слова:

экономико-технологическое моделирование, парки технических систем, процессы эксплуатации, текущее состояние, электрические двигатели стрелочных переводов, нечеткие двухэтапные модели планирования, агрегированные временные ряды, показатель Херста

Аннотация

Цель. Повышение эффективности и устойчивости процессов эксплуатации на железных дорогах, уменьшение эксплуатационных расходов невозможны без развития комплексных систем автоматизации эксплуатации парков технических систем – АСЭП. Статья посвящена вопросам совершенствования АСЭП в части развития методов анализа и планирования очередности диагностики и ремонтов электрических двигателей (ЭД) железнодорожных стрелочных переводов с учетом условий недетерминированности. Усовершенствованные технологические и экономические модели, по которым выполняется автоматизированное управление АСЭП, должны учитывать различную форму информации о техническом состоянии устройств и условий функционирования транспортной системы (в частности, нечеткую). Также модели должны обеспечивать возможности адаптации параметров и большей результативности процедур планирования с целью повышения эффективности железнодорожных перевозок в целом. Методика. Исследования проведены с использованием процедур мониторинга и диагностирования ЭД, которые находились под воздействием рабочих нагрузок. Управление эксплуатацией парков ЭД выполняется на основе индивидуальных интеллектуальных моделей, а также сетей Кохонена, построенных по спектральным характеристикам токов ЭД. При планировании ремонтов учитывается специализация исполнителей. Очередность обслуживания ЭД определяется на основе нечеткой двухэтапной модели планирования. Для анализа и прогнозирования параметров недетерминированных процессов применяются методы хаотической динамики. Результаты. Усовершенствованы экономико-технологические модели анализа и управления автоматизированными процессами эксплуатации парков ЭД при нечетком описании параметров и условий. Они учитывают текущее состояние технических систем, а также возможные сбои процесса перевозок. Исследованы свойства недетерминированных процессов железнодорожных перевозок. Научная новизна. Получили развитие экономико-технологические модели автоматизированного управления эксплуатацией парков ЭД в условиях нечеткого описания параметров системы. Модели предназначены для планирования очередности диагностики и ремонтов ЭД и учитывают специализацию исполнителей работ. Исследованы свойства процедуры анализа и интерпретации недетерминированных временных рядов при агрегировании уровней. Практическая значимость. Результаты ис-следований обеспечивают возможность автоматизации и повышения эффективности процессов экономико-технологического управления эксплуатацией парков ЭД стрелочных переводов в условиях нечеткого определения параметров системы. Процедуры анализа агрегированных рядов обеспечивают возможности обоснованной интерпретации их свойств и получения достоверных оценок прогнозирования и планирования на основе временных рядов.

Биографии авторов

V. Skalozub, Днепропетровский национальный университет железнодорожного транспорта имени академика В. Лазаряна

Факультет «Техническая кібернетика»

V. Osovik, Днепропетровский национальный университет железнодорожного транспорта имени академика В. Лазаряна

Каф. «Компьютерные и информационные технологи»

I. Klimenko, Днепропетровский национальный университет железнодорожного транспорта имени академика В. Лазаряна

Каф. «Компьютерные и информационные технологи»

Библиографические ссылки

Скалозуб, В. В. Нейросетевые модели диагностики электродвигателей постоянного тока /

В.В. Скалозуб, О. М. Швец // Інформаційно-керуючі системи на залізничному транспорті. – 2009. – № 4. – С. 7–11.

Скалозуб, В. В. Методы интеллектуальных систем в задачах управления парками объектов железнодорожного транспорта по текущему состоянию / В. В. Скалозуб, О. М. Швец,

В. Н. Осовик // В сб. «Питання прикладної математики і математичного моделювання». – Дніпропетровськ : Вид-во ДНУ, 2014. –

С. 40–47.

Інструкція з технічного обслуговування пристроїв сигналізації, централізації та блокування (СЦБ) / Державна адміністрація залізничного транспорту України. – Київ, 2009.

Яхъяева, Г. Э. Нечеткие множества и нейронные сети [Текст] / Г. Э. Яхъяева. – Москва : Интернет-Университет Информационных технологий; Лаборатория знаний, БИНИМ, 2008. –

с.

Алтунин, А. Е. Модели и алгоритмы принятия решений в нечетких условиях : монографія /

А. Е. Алтунин, М. В. Семухин. – Тюмень : Изд-во Тюменьского гос. ун-та, 2000. – 295 с.

Пегат, А. Нечеткое моделирование и управление / А. Пегат. – Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 798 с.

Зайченко, Ю. П. Исследование операцій /

Ю. П. Зайченко. – Киев : Вища шк., 1989. – 392 с.

Ермольев, Ю. М. Математические методы ис-следования операций [Текст] / под ред Ю. М. Ермольева. – Киев, 1979. – 302 с.

Скалозуб, В. В. Метод прогнозування часових рядів на основі логістичного відображення [Текст] / В. В. Скалозуб, І. В. Клименко // Тез. докл. V Международной научно-практ. конф. «Современные информационные технологии на транспорте, в промышленности и образовании». – Днепропетровск, 2011. – С. 67–68.

Сергеева, Л. Н. Моделирование поведения экономических систем методами нелинейной динамики (теории хаоса) / Л. Н. Сергеева. – Запорожье : ЗНУ, 2002. – 227 с.

Выпуск

Раздел

Статті