Экономико-технологические модели анализа и управления эксплуатацией парка электродвигателей железнодорожных стрелочных переводов
DOI:
https://doi.org/10.15802/pte.v0i9.50341Ключевые слова:
экономико-технологическое моделирование, парки технических систем, процессы эксплуатации, текущее состояние, электрические двигатели стрелочных переводов, нечеткие двухэтапные модели планирования, агрегированные временные ряды, показатель ХерстаАннотация
Цель. Повышение эффективности и устойчивости процессов эксплуатации на железных дорогах, уменьшение эксплуатационных расходов невозможны без развития комплексных систем автоматизации эксплуатации парков технических систем – АСЭП. Статья посвящена вопросам совершенствования АСЭП в части развития методов анализа и планирования очередности диагностики и ремонтов электрических двигателей (ЭД) железнодорожных стрелочных переводов с учетом условий недетерминированности. Усовершенствованные технологические и экономические модели, по которым выполняется автоматизированное управление АСЭП, должны учитывать различную форму информации о техническом состоянии устройств и условий функционирования транспортной системы (в частности, нечеткую). Также модели должны обеспечивать возможности адаптации параметров и большей результативности процедур планирования с целью повышения эффективности железнодорожных перевозок в целом. Методика. Исследования проведены с использованием процедур мониторинга и диагностирования ЭД, которые находились под воздействием рабочих нагрузок. Управление эксплуатацией парков ЭД выполняется на основе индивидуальных интеллектуальных моделей, а также сетей Кохонена, построенных по спектральным характеристикам токов ЭД. При планировании ремонтов учитывается специализация исполнителей. Очередность обслуживания ЭД определяется на основе нечеткой двухэтапной модели планирования. Для анализа и прогнозирования параметров недетерминированных процессов применяются методы хаотической динамики. Результаты. Усовершенствованы экономико-технологические модели анализа и управления автоматизированными процессами эксплуатации парков ЭД при нечетком описании параметров и условий. Они учитывают текущее состояние технических систем, а также возможные сбои процесса перевозок. Исследованы свойства недетерминированных процессов железнодорожных перевозок. Научная новизна. Получили развитие экономико-технологические модели автоматизированного управления эксплуатацией парков ЭД в условиях нечеткого описания параметров системы. Модели предназначены для планирования очередности диагностики и ремонтов ЭД и учитывают специализацию исполнителей работ. Исследованы свойства процедуры анализа и интерпретации недетерминированных временных рядов при агрегировании уровней. Практическая значимость. Результаты ис-следований обеспечивают возможность автоматизации и повышения эффективности процессов экономико-технологического управления эксплуатацией парков ЭД стрелочных переводов в условиях нечеткого определения параметров системы. Процедуры анализа агрегированных рядов обеспечивают возможности обоснованной интерпретации их свойств и получения достоверных оценок прогнозирования и планирования на основе временных рядов.
Библиографические ссылки
Скалозуб, В. В. Нейросетевые модели диагностики электродвигателей постоянного тока /
В.В. Скалозуб, О. М. Швец // Інформаційно-керуючі системи на залізничному транспорті. – 2009. – № 4. – С. 7–11.
Скалозуб, В. В. Методы интеллектуальных систем в задачах управления парками объектов железнодорожного транспорта по текущему состоянию / В. В. Скалозуб, О. М. Швец,
В. Н. Осовик // В сб. «Питання прикладної математики і математичного моделювання». – Дніпропетровськ : Вид-во ДНУ, 2014. –
С. 40–47.
Інструкція з технічного обслуговування пристроїв сигналізації, централізації та блокування (СЦБ) / Державна адміністрація залізничного транспорту України. – Київ, 2009.
Яхъяева, Г. Э. Нечеткие множества и нейронные сети [Текст] / Г. Э. Яхъяева. – Москва : Интернет-Университет Информационных технологий; Лаборатория знаний, БИНИМ, 2008. –
с.
Алтунин, А. Е. Модели и алгоритмы принятия решений в нечетких условиях : монографія /
А. Е. Алтунин, М. В. Семухин. – Тюмень : Изд-во Тюменьского гос. ун-та, 2000. – 295 с.
Пегат, А. Нечеткое моделирование и управление / А. Пегат. – Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 798 с.
Зайченко, Ю. П. Исследование операцій /
Ю. П. Зайченко. – Киев : Вища шк., 1989. – 392 с.
Ермольев, Ю. М. Математические методы ис-следования операций [Текст] / под ред Ю. М. Ермольева. – Киев, 1979. – 302 с.
Скалозуб, В. В. Метод прогнозування часових рядів на основі логістичного відображення [Текст] / В. В. Скалозуб, І. В. Клименко // Тез. докл. V Международной научно-практ. конф. «Современные информационные технологии на транспорте, в промышленности и образовании». – Днепропетровск, 2011. – С. 67–68.
Сергеева, Л. Н. Моделирование поведения экономических систем методами нелинейной динамики (теории хаоса) / Л. Н. Сергеева. – Запорожье : ЗНУ, 2002. – 227 с.