Принципы формирования инфраструктурной составляющей для построения пассажирских железнодорожных тарифов

Авторы

  • T. Yu. CHARKINA Каф. «Экономика и менеджмент», Днепропетровский национальный университет железнодорожного тран-спорта имени академика В. Лазаряна, Ukraine

DOI:

https://doi.org/10.15802/pte.v0i10.55662

Ключевые слова:

расходы, пассажирская составляющая, тарифы, железнодорожная инфраструктура, пассажирские и грузовые перевозки

Аннотация

Цель. Разработать методический подход по определению реальной величины расходов инфраструктуры, которая должна быть отнесена на пассажирские перевозки. Методика. Для проведения исследований в роботе использовались методы математического анализа и сравнения – для обработки статистических данных формы 10 зал; методы принятия решений, экономического обоснования и оптимизации расходов – для определения реальной доли расходов, которая будет отнесена на пассажирские перевозки. Результаты. На основании выполненного анализа были установлены принципы определения доли расходов на содержание железнодорожной инфраструктуры, которую следует относить на пассажирские перевозки, для построения реальных тарифов. Научная новизна. Для установления реальной величины тарифов на пассажирские перевозки предложено расходы на содержание железнодорожной инфраструктуры, не задействованной в это время, и расходы железнодорожной инфраструктуры, используемой только для грузовых перевозок, отнести полностью на грузовые перевозки, или долю расходов, которая относится на пассажирские перевозки, компенсировать за счет субсидий Правительства, как это происходит в развитых странах Европы. Практическая значимость. Частичная компенсация расходов пассажирской составляющей на содержание железнодорожной инфраструктуры, которая не задействована в это время или используется только для грузовых перевозок, позволит существенно снизить величину тарифов на пассажирские перевозки и повысить их конкурентоспособность на ринке транспортных услуг.

Библиографические ссылки

Бараш, Ю. С. Критерій вибору раціональної мо-делі управління залізничним транспортом [Текст] / Ю. С. Бараш // Залізничний трансп. України. – 2004. – № 6. – С. 19–21.

Бараш, Ю. С. Методика проведення досліджень стосовно підвищення ефективності управлінсь-ких рішень організації пасажирських перевезень [Текст] / Ю. С. Бараш // Проблеми підвищення ефективності інфраструктури : зб. наук. пр. – Ки-їв : Вид-во «Квітка», 2009. – Вип. 21. – С. 9–13.

Бараш, Ю. С. Управління залізничним транспор-том країни [Текст] : монографія / Ю .С. Бараш. – [2-е вид., перероб. і доп.]. – Дніпропетровськ, 2006. – 259 с.

Близнюк, Т. М. Аналіз методів визначення плати за користування об’єктами інфраструктури залі-зничного транспорту [Текст] / Т.М. Близнюк // Проблеми економіки транспорту. – 2014. – Вип. 5. – С. 41-46.

Звіт про науково-дослідну роботу «Проведення досліджень та розробка методики й оцінки впли-ву інтенсивності вантажного та пасажирського руху на знос інфраструктури залізничного тран-спорту (верхньої будови колії та контактної ме-режі)», реєстраційний номер 0107U010379, 2007 рік.

Звіт про науково-дослідну роботу «Розробка методики розрахунку тарифів на перевезення па-сажирів залізничним транспортом та програмно-го забезпечення для розрахунку собівартості та тарифів», реєстраційний номер 0110U003343, 2010 рік

Колесникова, Н. М. Теорія адаптивно-гармонізаційного механізму ціноутворення на залізничному транспорті [Текст] : [монографія] / Н. М. Колесникова. − Київ : КУЕТТ, 2007. −

с.

Кравченко Х. В. Методичний підхід щодо визна-чення інфраструктурної складової витрат на курсування окремого пасажирського поїзда [Текст] /

Х. В. Кравченко, Ю. С. Бараш, М. Ф. Зінчук // Наука та прогрес транспорту Вісн. Дніпропетр. нац. ун-ту залізн. трансп. ім. акад. В. Лазаряна – Дніпропетровськ, 2015. – № 4 (58). – С. 44-56.

Корженевич, І. П. Вплив підвищення швидкості руху поїздів на витрати, пов'язані із зносом ко-лійної інфраструктури [Текст] / І. П. Корженевич, М. Б. Курган, Ю. С. Бараш // Вісн. Дніпропетр. нац. ун-т залізн. трансп. ім.акад. В. Лазаряна. – Дніпропетровськ : Вид-во Днiпропетр. нац. ун-ту залізн. трансп. iм. акад. В.Лазаряна, 2008. − Вип. 21. − С. 285-292

Некрасова, О. И. Формирование тарифов транс-портных предприятий на рынке грузовых желез-нодорожных перевозок [Текст]: автореф. дис. … канд. экон. наук / О. И. Некрасова; Морской гос. ун-т им. адм. Г. И. Невельского. – Владивосток, 2011. – 24 с.

Номенклатура витрат з основних видів економі-чної діяльності залізничного транспорту України [Текст]. – Київ : Укрзалізниця, 2008. – 413 с.

Чаркіна, Т. Ю. Економічний критерій для порів-няння конкурентоспроможності послуг, що на-даються пасажирськими видами транспорту [Текст] / Т. Ю. Чаркіна // Вісн. Дніпропетр. нац. ун-ту залізн. трансп. ім. акад. В. Лазаряна. – Дніпропетровськ : Вид-во Дніпропетр. нац. ун-ту залізн. трансп. ім. акад. В. Лазаряна, 2011. – Вип. 36. – С. 314–317.

Якименко, Н. В. Методологічні аспекти конку-рентоспроможності залізничного транспорту [Текст] / Н. В. Якименко // Вісн. економіки трансп. та промисловості : зб. наук. пр. – Харків : УкрДАЗТ, 2009. – № 28. – С. 104–109.

Blyzniuk, T. M. Methodological approaches to defining railways infrastructure charges [Тext] /

T. M. Blyzniuk // Проблеми економіки транспор-ту. – 2014. – Вип. 6 – С. 100-106.

Chorniy, V. V. Conceptual framework of Ukrainian railways competitive growth at the freight market [Тext] / V. V. Chorniy // Nauka і studia. – Przemyśl, 2012. – № 15 (60). – С. 89 – 92.

Опубликован

2015-11-01

Выпуск

Раздел

Статті